Медициналық көмегін сапасын басқару қызметі туралы ереже (МКСБ)
ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе управления качеством медицинской помощи (УКМП)
г. Актау
1. Общие положения
Служба УКМП создается в соответствии с приказом МЗ РК №32 «О мерах по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в Республике Казахстан» от 20.01.2009 года.
Служба УКМП в своей деятельности руководствуется принятыми нормативными актами РК, определяющими основные подходы к оценке качества медицинских услуг.
2. Задачи Службы УКМП
Служба УКМП осуществляет задачи, в основе которых лежит методическая помощь и обучение персонала по следующим направлениям:
· разработка, внедрение и оценка эффективности программ по управлению качеством медицинской помощи г. Актау;
· оценка процессов, осуществляемых в организации, на предмет соответствия стандартам в области здравоохранения, в том числе стандартам аккредитации;
· подготовка организации к процедуре аккредитации;
· внедрение системы клинического аудита – подробного ретроспективного анализа проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия установленным стандартам;
· разработка мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе по результатам анализа деятельности и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи.
3. Структура Службы УКМП
Службу УКМП возглавляет заместитель главного врача по контролю за качеством медицинских услуг. В состав Службы входят врачи эксперты (в пределах возможностей штатного расписания), утверждаемые из числа наиболее квалифицированных врачей инфекционистов.
4. Функции и права Службы УКМП
Служба координирует деятельность организации по управлению качеством медицинской помощи по следующим направлениям:
· решение проблем (жалоб) пациентов на месте по мере их появления и в срок не более 3 рабочих дней, с изучением степени удовлетворенности пациентов решением проблемы посредством обязательного анкетирования;
· разработка и анализ качественных показателей деятельности организации;
· оценка состояния и эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов организации;
· оценка технологий оказания медицинской помощи пациентам на соответствие установленным стандартам (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;
· соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
· разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
· подготовка организации к предстоящей процедуре аккредитации, и ее прохождение.
Функциями Службы УКМП являются:
· анализ эффективности деятельности подразделений больницы по оценке собственных процессов и процедур, применению индикаторов оценки качества медицинской помощи, внедрению стандартов здравоохранения;
· анализ деятельности внутрибольничных комиссий;
· представление руководству организации информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия управленческих решений;
· обучение и методическая помощь персоналу организации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;
· изучение мнения сотрудников больницы и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов организации.
В целях реализации основных задач и осуществления своих функций Служба запрашивает и имеет право получать информацию от всех структурных подразделений организации, а также вносить предложения:
· по совершенствованию системы управления и порядка оказания медицинской помощи;
· по поощрению сотрудников, участвующих в улучшении качества медицинской помощи или применению дисциплинарных мер воздействия при выявлении систематических нарушений и случаев, повлекших причинение вреда здоровью пациента или отрицательно влияющих на качество медицинской помощи;
· по привлечению независимых аккредитованных экспертов для проведения оценки с целью предстоящей аккредитации в области здравоохранения, а также для осуществления клинического аудита, процедуры разработки индикаторов, анализа соответствия стандартам в области здравоохранения.
Функции сотрудников Службы УКМП должны быть регламентированы в должностных инструкциях, утверждаемых руководителем организации.
5. Порядок проведения мероприятий по управлению качеством медицинской помощи
· Организацией разрабатывается программа по обеспечению и непрерывному повышению качества медицинской помощи, утверждаемая руководителем организации. Для реализации программы разрабатывается план мероприятий по управлению качеством медицинской помощи в г. Актау на календарный год.
· Ход выполнения программы и плана производится посредством самооценки персоналом и руководителями подразделений больницы (по разработанным индикаторам работы) на постоянной основе с предоставлением отчета в Службу УКМП 1 раз в месяц. Служба проводит анализ отчетов, по результатам которых оценивает качество проведения самооценки в подразделениях больницы.
· Самооценка осуществляется на предмет соответствия деятельности нормативным правовым актам, регламентирующим порядок оказания медицинской помощи, протоколам диагностики и лечения, стандартам аккредитации.
· Для проведения самооценки и внешней оценки каждым подразделением разрабатываются индикаторы оценки качества медицинской помощи (внутренние индикаторы), отражающие специфику деятельности подразделения и самой организации, количество которых не ограничено.
· Внутренние индикаторы, самостоятельно разработанные подразделениями, включают в себя и детализируют индикаторы оценки качества медицинской помощи больницы (внешние индикаторы).
· Оценка эффективности деятельности структурных подразделений и в целом больницы проводится посредством оценки значений внутренних и внешних индикаторов в динамике.
· Сбор информации и анализ внутренних индикаторов осуществляется руководителями подразделений, при этом по каждому индикатору устанавливаются пороговые значения и определяются отклонения от их пороговых значений.
· Информация по результатам анализа значений внутренних индикаторов представляется в Службу УКМП 1 раз в месяц. В случае выявления критических отклонений от пороговых значений индикаторов Служба УКМП информирует руководство больницы, инициируя их обсуждение с участием соответствующего подразделения и принятия мер, направленных на их устранение.
· С целью анализа мнения пациентов о качестве предоставляемых услуг проводится анкетирование 1 раз в месяц.
· Одним из основных критериев эффективности работы Службы УКМП является количество жалоб пациентов данной организации на качество медицинской помощи.
· С целью определения готовности сотрудников к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи проводится целенаправленный опрос мнения сотрудников больницы.
· Сводный отчет, формируемый Службой УКМП по результатам анализа деятельности организации, подлежит обсуждению на заседании больничной конференции по качеству медицинской помощи 1 раз в месяц.
· Внешние индикаторы служат для оценки деятельности организации органами государственного управления здравоохранением. При этом отклонения от пороговых являются основанием для принятия решения о проведении проверки государственным органом в сфере оказания медицинских услуг.
· Пороговые значения внешних индикаторов рассчитываются на основе статистических показателей с пересмотром не реже 1 раза в год. Они должны быть утверждены на уровне местного органа управления здравоохранением.